Райтис Пилсетниекс: «Приглашение Кинэна не было ошибкой»
Источник: Официальный сайт КХЛ
04.05.2018
Для главной команды «Куньлунь Ред Стар», представляющей клуб в КХЛ, регулярный чемпионат завершился раньше, чем для остальных участников: 28 января она провела заключительный матч сезона. Однако для самого клуба сезон на этом не закончился, он длился до конца апреля, разве что сменилось направление работы – от клубного к национальному.
Спортивное руководство Китая возложило на «Куньлунь Ред Стар» ответственную миссию по подготовке национальной команды к Зимней Олимпиаде 2022 года в Пекине, наделив его статусом базового клуба сборной. Поэтому, как только клубные команды завершили выступление в соревнованиях системы КХЛ, всё внимание переключилось на работу со сборной. Апофеозом сезона стал, таким образом, чемпионат мира в Дивизионе IIA, прошедший 23-29 апреля в Тилбурге.
Поскольку всегда лучше запоминается последнее, разговор об итогах сезона с президентом и генеральным менеджером ХК «Куньлунь Ред Стар» Райтисом Пилсетниексом корреспондент KHL.RU начал именно с мирового первенства.
КАК ТВОРИТЬ ИСТОРИЮ
- Судя по всему, сезон закончен на мажорной ноте: сборная добилась в Нидерландах хорошего результата, не так ли?
- Да, можно сказать, что она выполнила программу-минимум. Конечно, главной целью участия любой команды в любых соревнованиях всегда должна быть победа, но, объективно оценивая ситуацию, нужно ставить перед собой более скромные и реальные задачи. Поэтому мы рассчитывали на то, чтобы сохранить место в дивизионе на следующий год. Для этого надо было не оказаться последней из шести команд. И эту задачу мы выполнили.
- Этот результат можно назвать историческим для Китая?
- Думаю, можно. Два года назад китайская сборная уже выступала в Дивизионе IIA, но тогда не сумела закрепиться в нем, проиграв все пять матчей и снова опустившись классом ниже. На этот раз мы выступили значительно успешнее, одержали две победы и финишировали четвертыми.
Результаты наших матчей в Тилбурге дают хорошее представление о прогрессе, которого добилась сборная Китая за последние годы. Состав большинства турниров примерно одинаков, ведь встречаются соперники, занимающие места в одной части мирового рейтинг-листа. Поэтому динамику результатов легко проследить.
Возьмем для примера Исландию. С этой командой сборная Китая встречалась в ноябре 2015 года в олимпийской квалификации и проиграла – 3:11. В апреле 2016-го на чемпионате мира было 0:2. А на только что прошедшем турнире мы выиграли – 3:1. И еще со счетом 5:2 одолели бельгийцев, которым два года назад уступили – 2:3.
И даже матчи с теми командами, которых мы пока не можем обыграть, становятся всё упорнее и упорнее. Вот история противостояния с Сербией: 2015-й год – 1:5, 2016-й – 0:3, 2018-й – 1:3. Понимаю, что следующий пример может вызвать у вас улыбку, но всё же: голландцам два года назад мы проиграли - 0:9, а сейчас – 0:7. Это, конечно, можно назвать статистической погрешностью, но на самом деле, она создает цельность картины: абсолютно все результаты становятся лучше. Какие-то – незначительно, какие-то – существенно, но, так или иначе, все.
- Были ли в составе сборной в Тилбурге китайцы североамериканского происхождения?
- Нет, по правилам ИИХФ они должны отыграть в стране два года, чтобы иметь право выступать за сборную. К тому же в Китае очень сложная и продолжительная процедура натурализации. Мы знаем, что во многих странах довольно легко получить гражданство, причем для этого совершенно не обязательно иметь национальные корни. Возьмем хотя бы Южную Корею, хозяйку только что прошедшей Олимпиады: за ее сборную выступали несколько натурализованных североамериканцев. Ясно, что там процедура выдачи паспортов не так сложна.
В Китае же она гораздо серьезнее: ты обязательно должен иметь корни в двух ближайших поколениях, то есть китайцем должен быть кто-то из родителей, бабушек или дедушек. Но и при этом условии сама процедура занимает долгое время, далеко не один месяц. Так что участие натурализованных игроков в чемпионатах мира – вопрос будущего. Тем ценнее нынешний успех, ведь он был достигнут исключительно за счет внутренних резервов, хоккеистов, выросших и воспитанных в Китае, а в последнее время прошедших школу «Куньлуня», поигравших в чемпионатах ВХЛ и МХЛ.
И знаете, что еще показательно: наша сборная была самой молодой среди шести команд-участниц. Ее средний возраст составил 22 года, тогда как у остальных он был в пределах 24-27 лет. Это ведь тоже кое-что говорит о перспективах китайского хоккея, правда?
НА СЕМИ ФРОНТАХ
- Итак, чемпионат мира стал успешным финалом сезона, который, видимо, в целом следует признать неудачным? Ведь ни в КХЛ, ни в ВХЛ, ни в МХЛ вашим командам не удалось пробиться в плей-офф.
- Действительно, спортивные результаты в этом сезоне нас не особенно радовали, но, наверное, это отчасти закономерно. Слишком уж много усилий было направлено на развитие самого клуба и его инфраструктуры. Видимо, мы просто не справились с огромным количеством задач, которые нужно было решать одновременно. Зато если не в спортивном, то в организационном плане этот сезон стал не просто успехом, а настоящим прорывом. За этот год наш клуб развился так, как, возможно, никогда не развивался ни один клуб. Только представьте себе: в прошлом сезоне в клубе была одна команда, а в нынешнем – семь!
- Три из них – «Куньлунь Ред Стар», «КРС Хэйлунцзян» и «КРС Юниор» - на виду, в системе КХЛ. А остальные четыре? Расскажите немного о них.
- Две из них – женские. Ведь не надо забывать, что олимпийская программа состоит из двух турниров, и на наш клуб возложена задача по подготовке не только мужской, но и женской сборной. С этой целью мы создали две женские команды – «КРС Шэньчжэнь» и «Шэньчжэнь Ванке Рэйз». Как следует из названий, они базировались в Шэньчжэне. А выступали в Канадской женской лиге (CWHL). И, кстати, раз уж мы заговорили о спортивном результате, то команда «КРС Шэньчжэнь» вышла в плей-офф и пробилась в финал Кубка Кларксон. Выиграть решающий матч, увы, не смогла, но все-таки это достойный результат.
- При всем уважении, Кубок Кларксон трудно назвать выдающимся трофеем, знаменитым на весь хоккейным мир.
- Согласен, по популярности это не Кубок Стэнли и не Кубок Гагарина. Но знаете, всё кроется в деталях. Вот смотрите. Как известно, женская сборная Канады – исторически сильнейшая команда на планете. До Пхёнчхана она выиграла четыре Олимпиады подряд, а в Пхёнчхане стала второй, проиграв в финале США по буллитам. Так вот, 17 игроков из олимпийской сборной Канады выступают в CWHL – в тех трех командах, которые вместе с нашей вышли в плей-офф. Можете представить себе уровень соперничества в том турнире? Думаю, это максимально возможный уровень в женском хоккее. Так что пусть Кубок Кларксон не входит в число наиболее престижных трофеев мирового хоккея, выиграть его не так уж просто.
- Логично. А какие еще две команды были в системе вашего клуба?
- До 18 лет – юноши и девушки. Они базировались в Северной Америке: юноши – в Торонто, девушки – в Бостоне. Спортсменам в этом возрасте надо ведь не только заниматься хоккеем, но и учиться, получать академическое образование. Вот мы и провели эксперимент, отправив их на несколько месяцев в академии, где они совмещали учебу с выступлением в школьных лигах. Да, в общем-то, весь этот сезон был посвящен экспериментам, ведь дебют в ВХЛ и МХЛ – это тоже были своего рода пробные шары.
- И как, эксперименты были признаны успешными? Они будут продолжены?
- На первый вопрос я могу однозначно ответить утвердительно. Каждая из наших новых команд принесла нам полезный опыт, хотя не всё, конечно же, было идеально. Недостатоков тоже хватало, но в целом, повторю, опыт хороший и ценный. А вот будет ли всё это продолжаться, сейчас сказать не могу. Мы ведь пока только нащупываем пути развития китайского хоккея. Каждый сделанный нами шаг надо всесторонне оценить и только после этого решить, стоит ли продолжать двигаться в этом направлении или лучше выбрать какой-то новый вариант, попробовать новую линию. Пока еще мы находимся в стадии анализа, выводы будут сделаны чуть позже. Тогда и решим, какие эксперименты будут продолжены, а какие – нет.
ВЕРНОСТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛУ
- Давайте теперь поговорим о главной команде, которая является лицом клуба, представляя его в КХЛ. После успешного первого сезона и выхода в плей-офф ожидания были высоки. И приход такого опытного и титулованного специалиста, как Майк Кинэн, эти ожидания подогревал. Что же не получилось? И не было ли приглашение Кинэна ошибкой?
- Сразу отвечу на второй вопрос: нет, не было, ни в коем случае! Главную причину неудач я уже назвал – слишком большое количество задач, которые требовали одновременного решения. Майк Кинэн ведь не был только главным тренером команды КХЛ, мы пригласили его, чтобы использовать его огромный опыт в хоккейном строительстве. И Кинэн с удивительной энергией взялся абсолютно за всё. Организация процесса в главной команде была лишь одной из его функций. При этом я говорю не только о тренировочном процессе. В работе профессионального клуба нет мелочей, поддержание порядка в раздевалке, надлежащее оборудование медицинского кабинета, четкие действия заливщиков льда и других сотрудников арены вплоть до уборщиков – на всё это обращал внимание Кинэн, всё старался выстроить по лучшим образцам. Попутно принимал деятельное участие в жизни команд ВХЛ и МХЛ, посещал их с инспекциями, предлагал и подсказывал. И даже женскими и юношескими командами был вынужден заниматься, ведь к нему часто обращались за советом.
Вот поэтому, наверное, у него иногда просто руки не доходили до главной команды. Да, результаты нас разочаровали, это бессмысленно отрицать, но многие процессы Кинэну удалось наладить, и созданная при его участии инфраструктура будет развиваться. А сам Майк продолжит работу в клубе в качестве консультанта, ведь он как был, так и остается членом нашего Международного координационного совета. И его опыт по-прежнему ценен, пусть и не на тренерской скамье.
- На тренерской скамье, как вы уже объявили, появится Юсси Тапола.
- Да, после выполнения обязательств перед Финской федерацией хоккея он подпишет с нами контракт и станет новым главным тренером. А пока продолжает работать со сборной Финляндии, которой предстоит чемпионат мира в Дании.
- Известно ли, кто будет ему помогать в клубе?
- Одного помощника он уже нашел – это его соотечественник Юрки Ахо. Который, кстати, возглавлял сборную Китая на чемпионате мира в Тилбурге. Так что он уже вписал свое имя в историю китайского хоккея.
- Значит, «Куньлунь Ред Стар», прошлым летом выбрав североамериканский вектор развития, теперь вернется к финскому?
- Я бы не стал так обобщать. С первого дня своего существования наш клуб был интернациональным, в команде играли представители девяти-десяти стран. Так будет и в следующем сезоне, поскольку мы убеждены, что разносторонний опыт очень важен для развития китайского хоккея. Ну, а то, что каждый главный тренер хочет опереться на хорошо знакомых ему игроков, предпочтительно соотечественников, вполне естественно. Поэтому у нас, конечно, появятся новые финны. В КХЛ немало игроков, с которыми Юсси Тапола успешно работал в «Таппаре» - например, Вели-Матти Савинайнен, Олли Палола, Блейк Парлетт (как видите, я назвал не только финнов, но и канадца). Мы приложим усилия, чтобы привлечь их в команду.
А еще думаем закрыть одно белое пятно: за два года в составе «Куньлуня» не было ни одного чеха, надо исправить это упущение. В общем, повторю, команда останется интернациональной.
- Похоже, кадровые изменения снова будут значительными.
- Да, но не такими значительными, как в прошлом году. Все-таки мы постарались сохранить как можно больше игроков: заключили новые контракты с вратарями Магнусом Хелльбергом и Александром Скрынником, достигли соглашения с Ринатом Ибрагимовым и Тэйлором Беком, а еще у нас была группа хоккеистов с двухлетними контрактами: Павел Воробей, Люк Локхарт, Грэг Сквайрз, Брэндон Ип, Брэйден Джо. Хотим также продлить отношения с Заком Юйэнем и Кори Кейном... В общем, потихоньку надо добиваться определенной стабильности. Тогда можно будет говорить о том, что наш молодой клуб все более прочно становится на ноги.
На фото: Райтис Пилсетниекс (справа) и Юрки Ахо во время чемпионата мира в Нидерландах