Гамбургский счет, система Станиславского и философия Хачикяна. КРС выиграл первый домашний матч в истории

06.09.2016

С легкой руки писателя и литературоведа Виктора Шкловского с конца 1920-х годов в русский язык прочно вошла идиома «гамбургский счет», обозначающая подлинную систему ценностей, свободную от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов. В интерпретации Шкловского это понятие относилось к российским цирковым борцам на стыке XIX-XX веков, хотя истинность рассказанной им истории подвергается сомнению. Но, как бы то ни было, выражение существует, а раз так, то ничто не мешает нам применить его к хоккею.

В начале августа мы дважды встречались с «Адмиралом» в Астане в рамках Кубка Президента Республики Казахстан и оба раза проиграли – 0:4 и 1:4. Нельзя не признать, что поражения оказались чувствительными, пусть то была всего лишь предсезонная подготовка. Но вот начался чемпионат КХЛ, и в первой встрече, уже по гамбургскому счету, наша команда вчистую переиграла столь неудобного соперника – 6:3.

Невозможно было найти более подходящий антураж для столь яркого и увлекательного, богатого на голы и сюжетные повороты матча. Первого в истории хоккейного матча на великолепной арене «ЛеСпорт центра», которую удалось практически идеально подготовить к такому событию за считанные дни. Еще неделю назад там ничто и близко не намекало на хоккей, и вот, словно по мановению волшебной палочки, перед нашими глазами предстала одна из лучших арен на территории КХЛ.

Конечно, зрителей могло бы быть и побольше – 14-тысячные трибуны едва заполнились наполовину. Зато вся аудитория была, если можно так сказать, честной. Имеется в виду, что руководство КРС отказалось от популярной во многих клубах методики повышать посещаемость за счет раздачи бесплатных билетов и приглашений. «В чем смысл? – задались вопросом клубные маркетологи. – Если человек однажды сходит бесплатно, то и в следующий раз ему захочется так же. Зато если уж он заплатил, и ему понравилось, то он обязательно придет вновь и, скорее всего, приведет с собой еще кого-нибудь».

Проверить эту теорию мы сможем только в ноябре, ибо следующие 11 домашних матчей наша команда проведет в Шанхае. Будем приобщать к хоккею тамошнюю публику, Пекину же в это время останется жить воспоминаниями о вчерашней игре. А вспоминать, конечно, есть что!

Не прошло и четырех минут, как Ансси Салмела открыл счет, и хотя вскоре Владимир Ткачёв сравнял его, к первому перерыву хозяева имели серьезный задел благодаря шайбам Вадима Перескокова и Макса Вярна.

Особенно приятно было за Перескокова. Молодой форвард, которого по техническим причинам не успели заявить к первой игре, все эти дни себе места не находил. «А теперь заявят? А я точно буду играть? А свитер мне успеют сделать?», - с этими вопросами он приставал ко всем вокруг чуть ли не каждые полчаса, добавляя: «Нет, ну если я и вторую игру из-за какой-то глупости пропущу, я не переживу». Возможно, кому-то такое нервозное беспокойство покажется смешным, но можно представить, что творилось в душе у съездившего в Хабаровск туристом парня, которому не терпелось попасть на лед.
Заявили, успели, сделали! Успокоился, сыграл, забил! Что тут скажешь? Молодец, так держать!

Помимо нескольких десятков болельщиков «Адмирала» прибывших на гостевой сектор из Владивостока, на трибунах находилась еще одна обособленная группа зрителей с российскими флагами. Они периодически начинали скандировать: «Рос-си-я, Рос-си-я!». Вот Перескоков и внял их призывам – мы увидели первый российский гол «Куньлуня» в КХЛ (в ассистентах, кстати, был Олег Яшин).

К середине второго периода счет благодаря блестящей реализации численного преимущества вырос до 5:1 (забили Туукка Мянтюля и снова Вярн), и могло показаться, что наши намерены одним махом отыграться за оба астанинских поражения, но не тут-то было. На фоне удачно действовавшего большинства слабовато смотрелось меньшинство, и ко второму перерыву Дмитрий Саюстов вновь сократил разрыв до двух шайб. В результате из трех голов два были пропущены нашими в меньшинстве (по совпадению, оба раза соперники реализовали удаления Томаша Марцинко). Зато были использованы четыре из шести удалений приморцев – великолепный процент, не правда ли?

Единственную шайбу в третьем периоде забросил Салмела, воспользовавшийся штрафом того же Саюстова – до этого главного героя в составе «Адмирала». Таким образом, финский защитник открыл счет и закрыл его. В литературе это, кстати, называется концентрический сюжет.

Голы Салмелы были забиты в разных игровых ситуациях (первый – в равных составах, второй – в большинстве), но оказались очень похожи. В обоих случаях прицельному дальнему броску предшествовало, казалось бы, неторопливое и нерешительное, но на самом деле очень осмысленное продвижение по чужой зоне в поисках оптимальной ударной позиции. Ее Ансси находил благодаря фантастическим паузам и ложным замахам, заставлявшим соперников терять равновесие и открывать угол обстрела.

Это были поистине мхатовские паузы, о чем сам игрок, разумеется, не подозревал. Пришлось после матча вкратце рассказать ему кое-что из истории русского театра, поведать про Константина Сергеевича Станиславского и его систему. И подытожить: «Ансси, да ты просто Станиславский наших дней!». Трудно сказать, насколько глубоко он сумел осмыслить эту неожиданно свалившуюся на него информацию, но ему явно было приятно.

Вот и здорово. Мы же помним, как объяснял суть человеческих взаимоотношений дальнобойщик Хачикян, герой Фрунзика Мкртчяна из бессмертного фильма «Мимино»: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно … Когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно».

Да уж, этого не отнять: всем нам было очень приятно в этот жаркий сентябрьский вечер в Пекине.