До первой звезды. Китайская эпопея Юрзинова

30.07.2016

В половине восьмого вечера в Финляндии еще светло, поэтому прекрасное сравнение команды «Куньлуня» с отрядом шаолиньских монахов, бесшумно растворившимся в сумерках, увы, придется оставить при себе. Тем более что китайские игроки как раз остались и после игры со «Спартаком» вернулись в полупустом автобусе из Эспоо в Виерумяки. Европейцы же и североамериканцы прямо с «Метро Арены» разбрелись кто куда, а некоторые отправились прямиком в аэропорт, чтобы без промедления разлететься по домам.

по окончании первого в своей истории сбора получила три дня выходных. Учитывая то, в каких условиях она комплектовалась (и, собственно, продолжает комплектоваться до сих пор), применительно к некоторым игрокам ситуация выглядит довольно комичной. Так, для Тобиаса Виклунда и Шона Коллинза, последними прибывших в расположение КРС, график предсезонной подготовки на данный момент таков: два дня работы – три дня отдыха. Как сказали бы в Одессе, «чтоб я так жил». Хотя, конечно, мы понимаем, что на самом деле ничего хорошего в этом нет ни для самих игроков, ни для команды. Но что поделать, так уж сложилось. В конце концов, настоящие профессионалы умеют готовиться самостоятельно, и нынешняя ситуация дает им отличную возможность продемонстрировать профессионализм.

Но вот кому уж точно требуется выходной – так это главному тренеру команды Владимиру Юрзинову. Он, конечно, молодец – энергичен и жизнерадостен, бодр и весел, но, если присмотреться, усталость бросается в глаза.

- Ну, а как вы хотите? – задает он риторический вопрос. – За два месяца ни одного выходного у меня не было: как уехал в Китай в самом начале лета – так и началось…

Создавать команду с нуля, мягко говоря, непросто, а когда она создается параллельно с клубом, трудности не то, что удваиваются – удесятеряются. Целиком погрузиться в тренерскую, творческую работу невозможно, постоянно отвлекают бесчисленные вопросы: экипировка, логистика, поиск спарринг-партнеров, турниров, оформление виз... Но Юрзинов явно находится на своем месте. Менее опытный и разносторонний тренер, возможно, растерялся бы в такой ситуации, но только не Владимир Владимирович, многое видевший на своем веку, ведь 51-летний специалист почти полжизни работает тренером.

- Конечно, за эти годы я видел всё, так что меня мало чем удивишь, - соглашается он. – В нынешней ситуации мне пришлось использовать весь свой опыт, и, как видите, справляюсь потихоньку.

Опыт и знание языков, разумеется, необычайно важны для руководства столь разношерстным, истинно интернациональным коллективом. Как и выработанное с годами умение без лишних нервных затрат воспринимать все нелепости, происходящие вокруг, спокойно реагировать на слухи, непременно возникающие ниоткуда. То тебе сватают Ковальчука и Радулова, то расписывают, какие ты прозвища якобы придумал китайским игрокам, чтобы не ломать язык их именами…

- Да уж, к такому я тоже привык, - усмехается Юрзинов. – Конечно, поражает обилие ерунды, которую охотно пишут все вокруг, но я стараюсь не реагировать. И, кажется, у меня это получается. Хотя всё равно досадно, когда на тебя наговаривают. Мы в команде ко всем относимся уважительно и никогда не стали бы коверкать чужие имена.

Хорошо, что дезинформация про клички, распространенная одним изданием, не дошла до самих китайцев – они-то по молодости и неопытности могли бы и расстроиться. К тому же нелепость этой выдумки заключается в ее абсолютной беспочвенности. Подумайте сами: китайские имена Зак, Ин, Ван, Ся и другие ничуть не сложнее привычных нам Саши или Игоря, Янне или Томми, Мартина или Томаша. А порой и куда проще. Так зачем кому-то пришло бы в голову что-то придумывать? Тренеру уж точно не пришло бы. А вот журналисту, по всей видимости, изнывавшему от безделья, пришло…

- Сколько уж раз за последнее время приходилось мне отвечать на одни и те же вопросы об этих китайцах, - с очередной усмешкой говорит Юрзинов. – Все хотят какого-то эксклюзива, какой-то экзотики. Едят ли они муравьев, едят ли они палочками? Да они прекрасно умеют обращаться с ножом и вилкой, не хуже всех нас. Ну, а если бы и ели палочками, что в этом такого? Какое это вообще отношение имеет к делу?

Подобные вопросы здравомыслящего человека, как правило, повисают в воздухе. Юрзинов ими уже и не задается. Он просто работает. И верит, что со временем его работа принесет плоды. Китайцам, конечно, очень многому надо учиться. Но они работоспособны, дисциплинированы, исполнительны, а главное – целеустремленны. Их цель – Зимняя Олимпиада 2022 года в Пекине, и ради нее они готовы на всё.

17-летний Руди Ин родился в США, а Фармингтоне, штат Коннектикут, и первые шаги в хоккее сделал в составе детской команды «Бостон Брюинз». Его, разумеется, великолепно говорящего по-английски, вполне можно было бы считать американцем, но он всегда подчеркивает:

- Я китаец. И мечтаю играть за свою страну. Мне уже доводилось выступать за сборную Китая на трех юниорских чемпионатах мира, а на последнем я даже был капитаном и очень горжусь этим. Теперь я должен добиться попадания в первую сборную и помочь ей достойно выступить на Олимпиаде. Это главная мечта моей жизни.

Если всё это не просто слова, а у нас нет ни малейших оснований подозревать Руди Ина и его соотечественников в неискренности, этим парням будет по силам покорить любые вершины. Под вершинами мы, конечно же, подразумеваем не титулы и медали, давайте оставаться реалистами. Но любой, кто имеет хоть какое-то отношение к спорту, знает: главная победа, которую ты можешь одержать – над самим собой. И к этому китайские подопечные Юрзинова стремятся изо всех сил.

На игру со «Спартаком» в Эспоо приехала вся семья главного тренера КРС: родители и жена с дочерью, недавно окончившей в Финляндии гимназию (и оказавшейся, как гордо сообщила бабушка, единственной иностранкой в выпуске). Контакты отца с сыном по работе ограничены до предела: никаких звонков, советов, консультаций. Владимир Владимирович-младший давно уже стал самостоятельным тренером и идет своим путем, принимая на себя всю ответственность за решения и результаты. Но, естественно, это не мешает Юрзиновым оставаться дружной любящей семьей.
Владимир Владимирович-старший с нескрываемым любопытством наблюдал за игрой КРС, а в перерыве, когда я подошел к нему на трибуне, начал вдохновенно, с привычной эмоциональностью размышлять о том, каким интересным делом занимается сын:

- Это ведь так здорово, это такая перспектива, здесь столько всего можно сделать! Китай сейчас на правительственном уровне начал развивать хоккей, и этим необходимо воспользоваться. В стране обязательно возрастет интерес к игре, начнут появляться хоккеисты, с которыми надо работать, которых надо учить… И мы можем научить! Во многом от Володи зависит, сможет ли китайский хоккей со временем выйти на новый уровень. До Олимпиады шесть лет – это не так уж мало, если начать прямо сейчас и подойти к этому дело основательно…

Выдающийся тренер, столько сделавший для развития хоккея во многих странах и на восьмом десятке не утративший ни доли увлеченности, продолжал с жаром говорить о возможностях, фонтанировать идеями. И его слова отнюдь не воспринимались как прожектерство сродни идее межпланетного шахматного турнира. Уж Владимир Владимирович знает, что говорит. И главное – знает, как это сделать, потому что делает уже не один десяток лет. Можете спросить у его учеников не только в России, но и в Финляндии или Швейцарии, Германии или Франции… Да где только нет тренеров, гордо называющих себя воспитанниками Владимира Юрзинова!

Но один из них, самый близкий и дорогой, наверное, сейчас меньше всего думает о перспективах китайского хоккея. Ему бы команду собрать да подготовить к сезону. Три выходных пролетят стремительно, а в понедельник все начнется сызнова. Останется ровно месяц до того как на небосклоне КХЛ официально взойдет красная звезда…